Tunguska.Ru
Добро пожаловать, %1$s. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
13 Август 2020, 03:24:24

:    
9881 997 63
: ЕК
*
+  Tunguska.Ru
|-+  Архивные материалы
| |-+  Конференция Тунгуска-2003 (Модераторы: vitrom, obat)
| | |-+  Доклад Ореховой Н.А. г.Красноярск
0 и 5 Гостей просматривают эту тему. « предыдущая тема следующая тема »
: [1]
: Доклад Ореховой Н.А. г.Красноярск  ( 8954 )
vitrom
Moderator
Tunguska.Ru
*****

Карма: Каждому свой досуг +3/-0
Оффлайн Оффлайн

: 1265



« : 16 Апрель 2003, 16:56:13 »

Свидетельства очевидцев, как дополнительный  источник раскрытия загадки
Тунгусского метеорита (по материалам И.М. Суслова)
Орехова Наталья Алексеевна - ст.научный сотрудник отдела фондов.
Красноярский краевой краеведческий музей. 660097, г.Красноярск,
ул.Дубровинского, 84. р.т. 27-52-47

Имя Иннокентия Михайловича Суслова (1893-1972), ученого-североведа, кандидата географических наук, этнографа, геолога, первого председателя Красноярского комитета Севера при Президиуме ВЦИК часто упоминается в научной литературе, посвященной начальному этапу исследования места падения Тунгусского метеорита. О нем писали Л.А.Кулик, Е.Л.Кринов, Б.И.Вронский, Н.В.Васильев и другие. Чаще всего авторы в своих трудах ссылаются на две работы И.М.Суслова: <К розыску большого метеорита 1908 года> и <Опрос очевидцев Тунгусской катастрофы в 1926 г>. В их основе лежат выдержки из его дневника <Поездка на реку Чуню в 1926 г> и рукописная статья <Новые
материалы к розыску большого метеорита 1908 г.>, хранящиеся в фондах Красноярского краевого краеведческого музея. Сегодня очень актуальны слова ученого о том, что <в запутанном клубке гипотез и фантазий, относящихся к проблеме Тунгусского метеорита, показания очевидцев и, тем более, пострадавшей группы эвенкийского народа, попрежнему, являются неповторимыми источниками фактов>. И.М.Суслов, будучи председателем Красноярского комитета содействия народам Севера, используя суглан (съезд), который проходил с 1 по 4 июня 1926 года на фактории Стрелка, опросил 60 эвенков. Они дали ценные сведения о падении Тунгусского метеорита. Рассказы очевидцев: Лючеткана, Акулины, Василия Охчена, Андрея Онкуля, Чучанчи и Чекарена были подтверждены делегатами. Для того чтобы приступить к опросу очевидцев Тунгусского явления, И.М.Суслов около месяца беседовал с ними на разные темы. Был осторожен в разговоре там, где касалось религиозных представлений тунгусов, связанных с метеоритом. Сложность заключалась в том, что все явления природы, жизни и здоровья они объясняли с позиций анимизма. Эвенки считали, что катастрофа 1908 года была местью шамана Маганкагана, осуществленной стаей тысяч железных птиц Агды (грома)  с огненными глазами и летящим из клюва пламенем. Вот что они рассказали И.М. Суслову: <С давних пор велась родовая вражда между группами тунгусских родов в бассейне Подкаменной Тунгуски и родами, обитающих на правых притоках Нижней Тунгуски. Вражда вылилась во взаимную посылку шаманами злых духов друг к другу, чтобы причинить болезнь. Но вот один из шаманов позвал Агды, чтобы уничтожить ненавистных врагов. И вот рано утром 30 июня 1908 года несметная стая Агды налетела в место кочевок рода Шанягирь (записано со слов 70-летнего старика Ивашки сына Охчена из рода Шанягирь, пострадавшего от этой катастрофы) и причинила многим семьям из
рода Шанягирь бедствие: некоторые чумы взлетели на воздух <выше леса> и, спавшие в них люди получили ушибы; у тунгуса Андрея Онкуля исчезли бесследно 250 оленей, у других тунгусов погибли собаки, по несколько оленей; лабазы с хлебом и домашним скарбом были уничтожены; лес, представляющий собой тайгу, оказался поваленным в несколько секунд на территории около 10 000 км² в бассейнах рек Чамбэ, Дилюшмо и Хушма; повсюду был отчаянный грохот, от которого тряслась земля (Иркутский сейсмограф отметил в этот момент необычного типа землетрясение). Видя это тунгусы в панике разбежались, побросав последние пожитки>. Все это приписывалось Агды. Многие тунгусы верили в то, что на месте этой катастрофы могут жить Агды, а потому никто из них не рисковал там показаться. По разрозненным сведениям и схематичным планам мест, где охотники встречали следы Тунгусского явления, И.М.Суслов составил первую опросную карту и довольно точно обозначил место падения метеорита.  Еще в сентябре 1926 г. Им было отправлено из Красноярска в Главную астрономическую обсерваторию официальное письмо с подробным описанием  этих событий.
В примечании к статье И.М. Суслова <К розыску большого метеорита 1908 г.>, опубликованной в первом номере журнала <Мироведение> в 1927 г., было написано: <Давая место статье председателя Красноярского Комитета Содействия народам Севера, члена Географического Общества И.М.Суслова, местного аборигена, хорошо знающего тунгусов, редакция придает большое значение сообщаемым им данным, полагая, что действительно с розысками метеорита надо спешить, так как ему или его частям грозит опасность погибнуть вследствие воздействия на него атмосферных агентов и малой его стойкости в этом отношении, особенно, если это каменный метеорит>. Е.Л.Кринов, астроном, участник экспедиции 1929 года, отмечал: <И.М.Суслов, будучи в марте 1926 г. на факториях Ванаваре и Тетере на р.Подкаменной Тунгуске и Стрелке на р.Чуне, путем опроса эвенков собрал новые сведения о падении метеорита. Нужно сказать, что материалы, собранные Куликом, Вознесенским, Обручевым, не были известны Суслову, и поэтому он проводил опрос независимо от имевшихся уже сведений о метеорите>.
Научные круги были взбудоражены новыми сообщениями о метеорите. Опросная карта и статья <К розыску большого метеорита 1908 г.> И.М. Суслова легли в основу первой серии ежегодных экспедиций АН СССР под руководством минералога Л.А.Кулика в район катастрофы. Этот материал явился правдивым первоисточником для составления рабочей программы рекогносцировочных исследований, а затем и поисков самого космического тела. Заслуги И.М. Суслова помнят и ценят современники, увековечившие его имя в названии горы в Эвенкии и полуострова на Таймыре. Находясь на пенсии, тяжело больной, он не переставал работать над <Записками этнографа>, где обобщена его практическая и этнографическая работа среди 25 народностей и этнографических групп Севера и Сибири, а также над рукописью книги <История проблемы Тунгусского метеорита> и повестью <О чуде-чудном и диве-дивном>, которые, к сожалению, не были опубликованы. Их тщательное изучение позволит дополнить сведения по проблеме  Тунгусского метеорита и обогатит этнографические исследования.

Виталий Ромейко
: [1]  
« предыдущая тема следующая тема »
:  

Powered by MySQL Powered by PHP SMF 2.0.15 | SMF © 2017, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
0.17180